mccuntz (mccuntz) wrote,
mccuntz
mccuntz

Categories:

Костюмы ар деко в Кремле

Все говорят Кремль, Кремль.

В Кремле сейчас Коко Шанель, Ворт, Поль Пуаре, Сестры Калло, Жанна Ланвeн и Мариано Фортуни. Cartier и Van Cleef & Arpels. Жорж Барбье и "ревущие двадцатые". Девушки-флэпперы, стрижка а la garçonne, короткие юбки на узких бёдрах и шляпки клош. Выставка "Элегантность и роскошь ар деко".

Десятки платьев той эпохи, которые привезли в Кремль из Института костюма Киото (одного из главных собраний этого профиля в мире), и подлинные исторические драгоценности тех же времен, предоставленные домами Van Cleef & Arpels и Cartier



Ар деко, последний "тотальный" стиль. Он появилось после парижской Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства 1925 года и умер с приходом Великой депрессии. То есть сначала тягучий, избыточный ар нуво, потом Первая мировая война, взрыв, потрясение. И потом мир обновил свой образ. Все текучее, пышное и прихотливое спрямилось до чистой геометрии, лаконичной графики. Как и все большие стили, ар деко проявился не только в архитектуре, но и в интерьерах, и моде, и в ювелирном искусстве.



Во-первых, образцы искусства ар деко такого качества и в таком количестве в России отсутствуют. По понятным причинам. Нет на русском языке и оригинальных изданий об этой эпохе, только переводная. А к выставке выпущен роскошно изданный и очень содержательный каталог.
Во-вторых, удалось собрать вместе и костюм, и драгоценности, и иллюстрации из модных журналов. Т.е. удалось возродить старую традицию, основателями которой были Луи Картье и Жанна Ланвен. Именно они впервые стали экспонировать наряды и украшения своего дома в едином ансамбле на парижской выставке в 1925 году, давшей название новому стилю — "ар деко". С тех пор альянс платья и украшения стал нормой.

В третьих, очень цельно представлена модная иллюстрация. Пушкинский и музеи помельче в последние годы начали обращаться к этой теме. Но вот полноценную выставку Жоржа Барбье я видела только в Венеции. А тут он представлен очень хорошо и полно. Благодаря Институту костюма в Киото, кстати: они очень пристально исследовали заимствования из традиционного японского искусства в модной графике эпохи. И в целом, считается, что стиль ар деко стал популярен именно благодаря иллюстрациям в модных журналах, оформившимся к началу 20-ых годов во вполне самостоятельное направление графики. Большинство иллюстраций сделано в эксцентричной стилистике, более демонстративной и экстравагантной, чем сама одежда.



В 20-ые годы многое произошло впервые. Впервые появилась художественная фотография как жанр. Впервые появились натуралистически исполненные манекены. Впервые соединились в ансамбль туалеты и украшения. Впервые в ювелирных украшениях стли использовать камни контрастных цветов. Так, Картье соединяли сапфиры и изумруды — кстати, под впечатлением от работ Бакста, который смело злоупотреблял синим и зеленым — своими любимыми цветами. Ван Клифф и Арпелс использовали бриллианты в комбинции с ониксом и турмалином — возмутительное в предыдущую эпоху сочетание. Но в годы ар деко моветон стал нормой, и невозможное — возможным. Ювелирное искусство всегда было респектабельным и не слишком подверженным модным веяниям. Эпоха ар деко изменила и это правило.

Впервые в ювелирных изделиях стали использовать археологические артефакты. Впервые наряду с традиционными украшениями появились драгоценные нессесеры. Женщины начали курить, водить машину, ходить на танцевальные вечеринки, в общем, вести довольно подвижный образ жизни. Нессесер хранил все, что было необходимо модной девушке эпохи ар деко — яркую губную помаду, сигареты, пудру. Авангардная эстетика опробовалась сначала на более демократичных вещах, а потом переносилась на украшения.

В моду вошла косметика, аксессуары роскошно украшались, все делалось на публику. В моде, именно в одежде, видно, насколько радикальным был поворот к новому. Принято связывать изменения в моде ар деко с эмансипацией женщин. После невзгод Первой мировой хотелось праздника, поэтому мода 20-х очень нарядна – шелка и бархат, блестки со стеклярусом. Бриллианты вошли в моду. Самым модным цветом стал белый - цвет бриллиантов.

Бандо (1924) из платины с жемчужиной весом 51 гран, принадлежавшее дочери основателя компаний American Tobacco Company и Duke Power Company. Усыпанные бриллиантами колье, бандо и портсигары делались с теми же идеями — лаконичность, функциональность, сдержанность линий и объемов:



В эпоху Ар деко массивные диадемы сменили тонкие бандо. Луи Картье соединял в себе мастерство инженера и ювелира, и даже изучал систему сцепления спальных вагонов, чтобы применить ее в своих работах. Элементы украшений он соединял по тому же принципу, что и вагоны. Он говорил: "Толстые оправы из золота и серебра и тяжёлые переплетения, известные издавна, были в ювелирном деле подобны доспехам. Использование платины, платиновое кружево, новшество, введённое нами, произвело переворот; но использование тонкого, лёгкого металла как основы для драгоценных камней было делом нелёгким. Мы сумели приспособить этот металл для наших целей лишь после того, как изучили механизм пружин и сцеплений, поддерживающих спальный вагон. Однако мы преодолели эту трудность. Мы даже получили твёрдую платину, добавив никель и иридий к металлическим концам. Платина останется нашим излюбленным металлом до того времени, пока мы не найдём другой, ещё более лёгкий, но равный ему по всем другим качествам".



Хотя к этой конструктивистской ясности примешивались всякие экзотические мотивы: искусство открывающегося миру Востока, обаяние технологического прогресса.

Ар деко - стиль активных заимствований из традиционного национального искусства. В эпоху Мэйдзи Япония открылась миру, в европейских модных показах стали участвовать японские портные и вышивальщицы. Появились японские мотивы в моде. Япония стала чрезвычайно популярной, и пика эта популярность достигла в 20-ые годы ХХ века. Японским искусством не только увлекались, его страстно коллекционировали, и эти коллекции становились источником ежедневного вдохновения.
Первый экспонат, своеобразный эпиграф к выставке – свободное шелковое домашнее платье (в стиле кимоно), сшитое в Японии в начале прошлого века для экспорта на Запад. Все восточное, особенно японское, было в европейской моде чрезвычайно популярно. По японским канонам это платье символизирует весну — благодаря ветви цветущей глицинии.


Несессер "Китайская ваза" (1927), усыпанный алмазами огранки "роза" и сапфирами.

Платье в стиле шинуазри:




Технологии. Парчовое платье XVIII века весило до 13 килограммов. В эпоху ар деко золотая и серебряная парча вновь вошла в моду, но сплошь золотое платье можно было удержать пальцем одной руки.

XVIII век, эпоха рококо — еще один источник заимствования для ар деко. Дамы, которые в силу возраста или комплекции не могли или не хотели носить прямые с заниженной талией платья а ла гарсон, носили туалеты robe de style - от рококо они сохранили подобие фижм, но длин платья укоротилась до колена.





Вечернее пальто (1925) кобальтового цвета из шелкового бархата и с золотой вышивкой, которое покажут на выставке, - яркий пример того, как воплотилась в жизнь идея освободить женщин от корсета. На Пуаре большое влияние оказали Дягилевские сезоны, хотя на протяжении всей жизни он это влияние отрицал. Постановка в Париже «Шехерезады» 1910 г. с костюмами Льва Бакста – фантастические восточные одежды, открытый цвет, вызывающие контрасты – это все потом появилось у Пуаре, и он впервые ввел это в высокую моду.



Мариано Фортуни. Автор двух изобретений, которые сохранили его имя в истории. Он был автором метода перманентной плиссировки, и применил его в своих знаменитых «делфосах» - платьях, имитирующих костюм дельфийского возничего.





Мельчайшие складки "делфоса" никогда не расходились, это платье было удобно перевозить, просто свернув в узел, и они прекрасно драпировали любую фигуру. "Делфосы" часто носили с манто от Пуаре, в парижском магазине марки они выставлялись вместе.

Фортуни также пытался повторить технику орнамента испанских и итальянских платьев XV века. После изобретения им метода нанесения золотой и серебряной краски на бархат по трафарету появились т.н. "ренессансные платья".



После того, как в 1922 году археологи смогли добраться до гробницы фараона Тутанхамона, в Европе началась египтомания. В моду вошли платья в древнеегипетском стиле, как, например, этот роскошный экземпляр (1927) Мадлен Вионне. Черный с золотом рисунок — читаемый намек на украшения Тутанхамона.



Пудреница Ван Клиф с синим сапфировым поездом, которую глава концерна Bentley подарил жене в память о выигранном пари. На зеленом Bentley он добрался от Канна до Парижа на целых четыре минуты быстрее, чем "Синий поезд", ходивший по тому же маршруту...



Tags: "ар деко", art deco, выставка, городская жизнь, мода
Subscribe

Posts from This Journal “art deco” Tag

  • Московский музей Art Deco

    В Москве в самом конце прошедшего года открылся Музей ар-деко. В его основе - частная коллекция бизнесмена Мкртича Окрояна, результат 15 лет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “art deco” Tag

  • Московский музей Art Deco

    В Москве в самом конце прошедшего года открылся Музей ар-деко. В его основе - частная коллекция бизнесмена Мкртича Окрояна, результат 15 лет…