mccuntz (mccuntz) wrote,
mccuntz
mccuntz

Categories:

Театральные костюмы Надежды Ламановой в Музее моды

Надежда Петровна Ламанова - одно из главных русских имен в мировой моде начала ХХ века. В новом Музее моды (Гостиный двор на Ильинке) выставка, посвященная ее театральной карьере. Экспозиция подготовлена к 155-летию со дня ее рождения художницы и представляет собою два небольших подиума со сценическими костюмами первой половины прошлого века - живьем и на фотографиях.

Ламанова_0567
Кафтан ручного шитья графа Альмавивы – Юрия Завадского из атласа с золотыми нитями.

Последнюю персональную выставку Ламановой больше 10 лет назад проводил Эрмитаж, где хранятся созданные ею повседневные и выходные платья последней императрицы Александры Федоровны.
Ламанова прожила за жизнь две эпохи.



До 1917 года она – первый русский модельер с именем, владелица модного дома с ателье на Тверском бульваре, поставщик двора, одевала всю модную Москву. В ее одежде ходили императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна, Ирина Юсупова, дамы высшего света. Но в том, что касалось одежды, русская императрица все-таки оставалась провинциальной немецкой принцессой. Ее туалеты (и те, что сохранились, и те, что известны лишь по портретам) совершенно out of fashion. Царица Александра не блистала смелостью и элегантностью туалетов. На сегодняшний взгляд, это и к лучшему: она ныне канонизирована православной церковью. Легкомысленный шик тут явно ни к чему.

Но Ламановой наскучило делать придворные платья — и она начинает шить для светской и театральной богемы. Театр стал для нее своего рода лабораторией, а Матильда Кшесинская и Анна Павлова, Мария Ермолова и Ольга Книппер-Чехова. Вера Холодная были ее моделями. На знаменитом портрете Серова величественная Ермолова стоит в платье от Ламановой. Книппер-Чехова играла Раневскую в 1903 году, на пике модерна, в платье от Ламановой, чтобы чувствовать себя «элегантной в полной мере".

В 1910 году мастерицами Ламановой по эскизу Бакста были вышиты стеклярусом знаменитые вечерние труакары из муслина для первой московской модницы балерины Екатерины Гельцер. Когда она появлялась в них на раутах, это было лучшей рекламой мастерской. Надежда Ламанова делала и чисто театральные костюмы, сотрудничая с Львом Бакстом и Александром Головиным.

А сама Ламанова совсем не умела шить, ссылалась на то, что и архитектор не кладет камни – это дело рабочих.

"…Ламанова стала моей дорогой подругой. Это она мне открыла очарование Москвы – этих драгоценных ворот в Азию. Она и сейчас мне видится на фоне икон Кремля, куполов собора Василия Блаженного, прекрасной коллекции современной живописи," - это ей Поль Пуаре писал, посетив Россию и побывав в ее ателье.

Впрочем, на рубеже веков, во время бель эпок светские дамы предпочитали одеваться в Париже: у Ворта, потом у того же Пуарэ, Пакэна. Ламанова к тому же была мастерицей московской, а не столичной. Поэтому она продолжала работать и после 1917 года: инструктор по художественной промышленности при Главнауке, основатель "Мастерской современного костюма" при Наркомпросе и профессор ВХУТЕМАСа, разработала подробную программу обучения модельному делу. Новый мир отстраивался, и его население надо было одевать - опыт и труды Надежды Петровны пришлись как раз кстати. За всю эту активную деятельность Ламановой и была прощена ее былая приближенность к царственному телу.

Кроме того, новые властители имели жен, а те хотели хорошо одеваться: политическая погода не сказывалась на положении портнихи. Когда в 1919 она попала в Бутырку по подозрению в контрреволюции, то вскоре была вызволена через Максима Горького, чья жена актриса Мария Андреева всегда шила платья у Ламановой.Частные заказы модельер выполняла в своем московском ателье с 1923 года, и артисткам она по-прежнему предоставляла скидки. Но прославилась все-таки другим.

В нищие 20-е Ламанова создает новые модели пальто из одеял и самого дешевого солдатского сукна. Платья - из полотенец, но с вышивкой по эскизам Веры Мухиной. Разрабатывая модели на экспорт, Ламанова соединяла традиционный костюм народов России и мотивы авангардистов, заказывая эскизы у Натальи Гончаровой, Александры Экстер, Надежды Удальцовой: "амазонки авангарда" рисовали платья, сумочки и схемы для вышивок по поручению портнихи. Ее стиль а-ля рюс на Всемирной выставке в Париже в 1925 году получит Гран-при с формулировкой "за костюм, основанный на народной традиции". В дни выставки в ее туалетах по улицам Парижа дефилировали две сестры-красавицы — Лиля Брик и Эльза Триоле.

А в России Ламанова в 1928 году стала "лишенкой" - ее лишили избирательных прав как "кустаря, имевшего двух наемных мастериц".

Согласно апокрифу, в начале войны она сказала своей подруге Мухиной: «Я скоро умру. У меня остались всего только две капли "Коти". Эти духи ей привезла Вера Мухина, которая и ездила в Париж на выставку, где получала Гран-при за коллекцию Ламановой. Говорят, Ламанова подушилась ими в последний раз, когда опоздала на эвакуацию. Пришла в Камергерский переулок, а театр уже уехал. По дороге домой Ламанова умерла от сердечного приступа.

Театральные работы Ламановой попали на выставку из фондов музея МХАТ, и касаются, всего нескольких постановок. Собственно, это костюмы к "Безумному дню, или Женитьбе Фигаро" 1927 года (режиссер – Станиславский, художник – Головин).

Ламанова_0527

Ламанова_0530

Ламанова_0532

Ламанова_0536

Платье из парчи и шелка Фру Юлианы, которую играла Ольга Книппер-Чехова в спектакле "У жизни в лапах" в 1911 году.

Ламанова_0542

В 1937 году на сцене МХАТа состоялась премьера спектакля "Анна Каренина". Для Аллы Тарасовой, исполнявшей заглавную роль, в ателье Ламановой был создан зеленый шифоновый пеньюар.

Ламанова_0538

Женские платья к спектаклю "Анна Каренина" - линии и цвет платья героини "подготовляли к необычайной строгости одинокого конца". Кто сейчас так учитывает малейшие нюансы?

Ламанова_0539

Ламанова_0541

Ламанова_0543

Ламанова_0544

Ламанова_0548

Ламанова_0550

Ольга Книппер-Чехова вела личную переписку с Надеждой Петровной, фотокопии ее писем есть на выставке: "Не знаю, как вас благодарить за чудный костюм. И платье без пальтошки знаменито сидит. Просто очаровательно". Постскриптум к следующему письму: "Только воротничка никакого не надо – портит вкусное платье".

Ламанова_0556

Ламанова_0557

Ламанова_0565
Tags: Ламанова, Москва, выставка, городская жизнь, мода
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Деревянный модерн в Кимрах

    Кимры - это где? Это в Тверской области, сразу где заканчивается Московия - вот там. Большую часть своей истории Кимры были селом. Селом,…

  • Коррида, посвящённая Гойе и Миро

    Так странно, на подходе 15 августа - пик сезона корриды. А я сижу дома в теплом свитере и с кружкой чая, а не с красным платком…

  • Марфо-Мариинский монастырь на Б. Ордынке

    Тишайший угол Замоскворечья. Сад благоухает лилиями. По саду прогуливаются едва-едва десяток человек - верный признак, что центр Москвы малообитаем.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments