?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Надежда Петровна Ламанова - одно из главных русских имен в мировой моде начала ХХ века. В новом Музее моды (Гостиный двор на Ильинке) выставка, посвященная ее театральной карьере. Экспозиция подготовлена к 155-летию со дня ее рождения художницы и представляет собою два небольших подиума со сценическими костюмами первой половины прошлого века - живьем и на фотографиях.

Ламанова_0567
Кафтан ручного шитья графа Альмавивы – Юрия Завадского из атласа с золотыми нитями.

Последнюю персональную выставку Ламановой больше 10 лет назад проводил Эрмитаж, где хранятся созданные ею повседневные и выходные платья последней императрицы Александры Федоровны.
Ламанова прожила за жизнь две эпохи.



До 1917 года она – первый русский модельер с именем, владелица модного дома с ателье на Тверском бульваре, поставщик двора, одевала всю модную Москву. В ее одежде ходили императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна, Ирина Юсупова, дамы высшего света. Но в том, что касалось одежды, русская императрица все-таки оставалась провинциальной немецкой принцессой. Ее туалеты (и те, что сохранились, и те, что известны лишь по портретам) совершенно out of fashion. Царица Александра не блистала смелостью и элегантностью туалетов. На сегодняшний взгляд, это и к лучшему: она ныне канонизирована православной церковью. Легкомысленный шик тут явно ни к чему.

Но Ламановой наскучило делать придворные платья — и она начинает шить для светской и театральной богемы. Театр стал для нее своего рода лабораторией, а Матильда Кшесинская и Анна Павлова, Мария Ермолова и Ольга Книппер-Чехова. Вера Холодная были ее моделями. На знаменитом портрете Серова величественная Ермолова стоит в платье от Ламановой. Книппер-Чехова играла Раневскую в 1903 году, на пике модерна, в платье от Ламановой, чтобы чувствовать себя «элегантной в полной мере".

В 1910 году мастерицами Ламановой по эскизу Бакста были вышиты стеклярусом знаменитые вечерние труакары из муслина для первой московской модницы балерины Екатерины Гельцер. Когда она появлялась в них на раутах, это было лучшей рекламой мастерской. Надежда Ламанова делала и чисто театральные костюмы, сотрудничая с Львом Бакстом и Александром Головиным.

А сама Ламанова совсем не умела шить, ссылалась на то, что и архитектор не кладет камни – это дело рабочих.

"…Ламанова стала моей дорогой подругой. Это она мне открыла очарование Москвы – этих драгоценных ворот в Азию. Она и сейчас мне видится на фоне икон Кремля, куполов собора Василия Блаженного, прекрасной коллекции современной живописи," - это ей Поль Пуаре писал, посетив Россию и побывав в ее ателье.

Впрочем, на рубеже веков, во время бель эпок светские дамы предпочитали одеваться в Париже: у Ворта, потом у того же Пуарэ, Пакэна. Ламанова к тому же была мастерицей московской, а не столичной. Поэтому она продолжала работать и после 1917 года: инструктор по художественной промышленности при Главнауке, основатель "Мастерской современного костюма" при Наркомпросе и профессор ВХУТЕМАСа, разработала подробную программу обучения модельному делу. Новый мир отстраивался, и его население надо было одевать - опыт и труды Надежды Петровны пришлись как раз кстати. За всю эту активную деятельность Ламановой и была прощена ее былая приближенность к царственному телу.

Кроме того, новые властители имели жен, а те хотели хорошо одеваться: политическая погода не сказывалась на положении портнихи. Когда в 1919 она попала в Бутырку по подозрению в контрреволюции, то вскоре была вызволена через Максима Горького, чья жена актриса Мария Андреева всегда шила платья у Ламановой.Частные заказы модельер выполняла в своем московском ателье с 1923 года, и артисткам она по-прежнему предоставляла скидки. Но прославилась все-таки другим.

В нищие 20-е Ламанова создает новые модели пальто из одеял и самого дешевого солдатского сукна. Платья - из полотенец, но с вышивкой по эскизам Веры Мухиной. Разрабатывая модели на экспорт, Ламанова соединяла традиционный костюм народов России и мотивы авангардистов, заказывая эскизы у Натальи Гончаровой, Александры Экстер, Надежды Удальцовой: "амазонки авангарда" рисовали платья, сумочки и схемы для вышивок по поручению портнихи. Ее стиль а-ля рюс на Всемирной выставке в Париже в 1925 году получит Гран-при с формулировкой "за костюм, основанный на народной традиции". В дни выставки в ее туалетах по улицам Парижа дефилировали две сестры-красавицы — Лиля Брик и Эльза Триоле.

А в России Ламанова в 1928 году стала "лишенкой" - ее лишили избирательных прав как "кустаря, имевшего двух наемных мастериц".

Согласно апокрифу, в начале войны она сказала своей подруге Мухиной: «Я скоро умру. У меня остались всего только две капли "Коти". Эти духи ей привезла Вера Мухина, которая и ездила в Париж на выставку, где получала Гран-при за коллекцию Ламановой. Говорят, Ламанова подушилась ими в последний раз, когда опоздала на эвакуацию. Пришла в Камергерский переулок, а театр уже уехал. По дороге домой Ламанова умерла от сердечного приступа.

Театральные работы Ламановой попали на выставку из фондов музея МХАТ, и касаются, всего нескольких постановок. Собственно, это костюмы к "Безумному дню, или Женитьбе Фигаро" 1927 года (режиссер – Станиславский, художник – Головин).

Ламанова_0527

Ламанова_0530

Ламанова_0532

Ламанова_0536

Платье из парчи и шелка Фру Юлианы, которую играла Ольга Книппер-Чехова в спектакле "У жизни в лапах" в 1911 году.

Ламанова_0542

В 1937 году на сцене МХАТа состоялась премьера спектакля "Анна Каренина". Для Аллы Тарасовой, исполнявшей заглавную роль, в ателье Ламановой был создан зеленый шифоновый пеньюар.

Ламанова_0538

Женские платья к спектаклю "Анна Каренина" - линии и цвет платья героини "подготовляли к необычайной строгости одинокого конца". Кто сейчас так учитывает малейшие нюансы?

Ламанова_0539

Ламанова_0541

Ламанова_0543

Ламанова_0544

Ламанова_0548

Ламанова_0550

Ольга Книппер-Чехова вела личную переписку с Надеждой Петровной, фотокопии ее писем есть на выставке: "Не знаю, как вас благодарить за чудный костюм. И платье без пальтошки знаменито сидит. Просто очаровательно". Постскриптум к следующему письму: "Только воротничка никакого не надо – портит вкусное платье".

Ламанова_0556

Ламанова_0557

Ламанова_0565

Recent Posts from This Journal

  • Франкомания-2019: Муассак, аббатство Сен Пьер

    Аббатство Сен-Пьер в Муассаке огромной раковиной выходит на площадь с ресторанами, где туристы мирно жуют конфи де канар с видом на конец света.…

  • Коррида: хвост для тореро

    Лето 2019 я провела на фериях, ходила на корриду. Испытывала, как водится, противоречивые чувства - от неподдельного восторга до неизбывной тоски. Но…

  • Коррида: как я провела это лето

    Сезон закончен. В анамнезе у меня в этом году пять ферий. Это больше десятка коррид. Могу смело признаться, у меня совершенно маргинальные вкусы.…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
lady_tiana
Jun. 26th, 2016 08:13 pm (UTC)
Какие потрясающие работы! Просто слов нет.
mccuntz
Jun. 27th, 2016 05:43 am (UTC)
Иногда на выставках коллекционера Васильева попадется пара ее платьев эпохи модерна, и асе. А жаль.
marionella
Jun. 27th, 2016 07:32 am (UTC)
У меня племянница учится на дизайнера костюмов, делала курсовую по Ламановой, всё рассказывала мне про её судьбу, надо ее на эту выставку навести!
mccuntz
Jun. 27th, 2016 08:39 am (UTC)
Обязательно!
mccuntz
Jun. 30th, 2016 09:15 am (UTC)
К слову! Пошла вчера на выставку Бакста - а там выставлены два из тринадцати муслиновых труакаров балерины Гельцер. Мастерская Ламановой по эскизам Бакста. Встретила их как близких знакомых) Так что советую!
marionella
Jul. 1st, 2016 12:03 pm (UTC)
спасибо, надо будет нам всем сходить!
michletistka
Jun. 27th, 2016 01:51 pm (UTC)
Спасибо!
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com