mccuntz (mccuntz) wrote,
mccuntz
mccuntz

Categories:

Сицилия: Рагуза

Вообще-то Рагуза должна была бы стать главной целью нашего путешествия. Финалом-апофеозом. Именно на ее холмах и лежит та самая Вигата, фрагменты которой мы находили в Шикли, Модике и Пунта Секке. Но мы заехали в город только на несколько часов. Успели только мысленно воткнуть несколько флажков в воображаемую карту, и попрощаться с городом глотком обжигающего нёбо кофе. А могли бы пожить, - и так хотелось остаться тут дней на несколько.

Карта, кстати сказать, самая бесполезная вещь в Рагузе. Город тянется строго вверх или вниз, состоит из множества лестниц и подъемов. Я сомневаюсь, что в городе есть хотя бы одна прямая линия. И это совершенно в барочном характере Рагузы, капризном и изломанном. Когда наш водитель спрашивал тут дорогу, он выяснял, сколько «курв»-поворотов ему надо сделать по дороге. Ну пять-шесть — обычно отвечали ему рагузяне. Головокружительный город.

А точнее, два города. Рагуза лежит на двух холмах. Такое устройство придает неопределенность ее характеру. Рагуза Ибла определенно старше и знатнее, Рагуза Супериоре больше и буржуазнее. У каждой части есть свой дуомо, своя главная площадь... Формально две части объединились только в 1926 году.

Ragusa_0278



Ragusa_0273

По этой земле прошли все великие цивилизации Средиземноморья, но их следы стерло чудовищное землетрясение 11 января 1693 года. Феномен сицилийского барокко в Валь-ди-Ното в том и состоит, что все разрушенные города строились на новом месте, по общему плану и в соответствии с представлениями XVII века об идеальном городе - в стиле барокко. Как и другим городам юга Сицилии, монументальность и пышность Рагузе немного не по размеру, с запасом. Часть вины за это лежит на испанцах, правивших тогда островом. Они привнесли в местное барокко свойственную им экзальтацию и нарочитость, а сицилийцы — все свои арабо-норманнские, греческие, византийские и еще бог весть какие воспоминания.

Для строительства использовался местный пористый туф светло-серых, золотистых или розоватых тонов. Учитывая, что большинство здешних городов – Ното, Рагуза, Модика – лепятся по крутым склонам, именно здесь можно увидеть самое вертикальное барокко в мире, подняться по самым крутым лестницам, увидеть самого безумного вида горгулий, подпирающих изогнутый во все стороны кованый балкон.

Мы въехали в город со стороны Рагузы Иблы. Наш водитель ловко запарковался между лабиринтом старого города и Giardino Ibleo - Иблейскими садами (на самом деле это компактый, но ухоженный парк, засаженный пальмами).





Справа от входа в сады виден романский портал XII века — все, что осталось от когда-то внушительной церкви Сан Джорджо Веккьо. В люнете церкви есть полустершийся от времени барельеф - Святой Георгий накалывает на своё копьё очередного дракона.





Это то немногое, что напоминает о добарочном прошлом Рагузы. Несколько десятков шагов по Corso XXV Aprile, и как будто переходишь демаркационную линию - на тебя наваливается сеттеченто во всей своей необузданной силе.

Пьяцца Пола — первая остановка на нашем пути. С одной стороны. Тут развернулся плодовитый и феноменальный Розарио Гальярди — главный архитектор сицилийского барокко. Его узнаваемый стиль — выпукло-вогнутый фасад, множество колонн, перенаселенный скульптурой фасад.



Это Сан Джузеппе, собор, возведенный на месте церкви бывшего бенедиктинского монастыря. Монастырь был создан в конце 16 века на средства местного жертвователя барона Карло Джаванти, и стерт с лица земли землетрясением.

Собор был закрыт, но нас и пьяцца Пола и ее сакральные постройки интересовали как одно из основных мест действия сериала о комиссаре. В ранних сезонах здесь, под сенью Сан Джузеппе, располагался комиссариат Вигаты — до того, как переехать в Шикли.





S06E01.Il commissario Montalbano.La pazienza del ragno.2006.XviD.DVDRip..avi_snapshot_01.20.34_[2015.04.05_01.07.06]

Ragusa_0354

Потом авторы фильма перенесли сюда квестуру Монтелузы, то самое злосчастное место, где обитало вздорное начальство Монтальбано в лице квестора Бонетти-Альдериги. Искривления в кинематографическом пространстве и времени привели к тому, что комиссар заходил в это здание в Рагузе, подымался по лестнице, и оп! - оказывался в кабинете своего шефа (том самом, который мы навестили в Шикли). Такое расхождение реальной и сериальной географии нас почему-то очень веселило.


Это фрагмент фасада Сан Джузеппе


Комиссариат и квестура


Ее крыша тоже стала съемочной площадкой

Ragusa.S07E04.La.luna.di.carta._15.31.54
В серии «Бумажная луна» она изображала крышу дома, где жили преступные брат и сестра Пардо.



Правда, прохода на крышу мы не нашли, может его и нет вовсе. Но локация легко опознается по «шишечкам» из светлого песчанника, с легкомысленной щедростью понатыканным по крыше.

Честно говоря, мы радовались как дети, попав в самое сердце «Вигаты». Все было узнаваемым. Всюду мы как будто уже ходили в компании комиссарио. Дежа вю преследовало нас по пятам.

О, вот арка из серии Il gioco delle tre carte:



S06E02.Il commissario Montalbano.Il gioco delle tre carte.2006_03.06.33]

За нею улица делает очередную «курву», чтобы открыть вот такой пасторальный вид:



Рагузянин


Подозреваю, что жителей Рагузы волнуют важные проблемы помимо тех, которые расследует в параллельном мире комиссар Монтальбано. В частности, они возражают против установки на их земле американской военной радиолокационной системы — No MUOS.

Эгей, а это Дворец собраний и бесед, он же карточный клуб для синьоров, он же Circulo de conversazione, где любил проводить досуг за игрой в покер судмедэкспорт доктор Паскуано в те редкие часы, когда комиссар не вынимал ему мозг расспросами о покойниках.






Кафедральный собор Святого Георгия (duomo di San Giorgio) – еще один шедевр Гальярди, со всеми узнаваемыми приемами — многоярусной колоннадой по фасаду, отсутствием прямых линий, монументальной лестницей, возносящей собор над площадью.




Змееборец тут присутствует во всех видах.




Площадь у собора мы тоже встретили аплодисментами и экстатическими выкриками. Это же центр городской жизни Вигаты, комиссар или кто-либо из членов его команды снует по ней туда-сюда ежедневно. В смысле ежефильмово.




А еще, как оказалось, были времена — лет 10 назад, когда машины в кадре еще не вызывали омерзения у режиссера Сирони, и площадь походила на большую парковку. Это сейчас она то ли из-за низкого сезона пуста, то ли превращена в пешеходную зону. И мне так больше нравится.

Примерно через 200 м к западу от Соборной площади город Рагуза оборачивается к своим гостям нечеловеческим лицом. Это гротески палаццо Ла Рокка ухмыляются им прямо в глаза с балконных консолей. Средняя консоль больше боковых, поэтому балконы по здешней барочной моде, пузатые.


Гомер, Мильтон и Паниковский


В фильме


В реальности

Каждый балкон на фасаде палаццо назван в соответствии с сюжетом: вот балкон музыканта с мандолой


балкон флейтиста






Окрестности пьяцца Дуомо






А если подняться по нескольким лестницам, притворяющимся улицами, можно увидеть купол собора:




И ущелье, разделяющее город


Дело двигалось к вечеру, мы вернулись к нашей машине и убедительно попросили водителя поискать еще одно сакрально-сериальное место: Церковь Богоматери у лестницы. Для этого пришлось покинуть Рагузу Иблу и одолев несколько курв, перебраться в Рагузу Супериоре.

Храм стоит у вершины лестницы - 340 ступеней- , соединяющей нижнюю и верхнюю части города. Не хочу даже думать о том, что нам в конце дня пришлось бы их форсировать пешком


Считается, что ещё в 10 веке на месте церкви стояла часовня, посвящённая Богоматери, а в первой половине 13 века монахами-цистернианцами был возведён храм, предшествующий нынешнему. Это все, что от него осталось:


Рельеф тут уже едва различимый. И едва ли искусный. Но зато понятно, поверх какого глубокого культурного слоя был нанесен сливочный крем барокко, и нагляднее виден характер разных эпох.



В сериале на лестницах церкви кипела #всюдужизнь.

Тут хоронили инженера Лупарелло, чей труп мы искали в Маннаре



Тут комиссар назначал встречу свидетельницам


И тут же они с Фацио выясняли происхождение трупа с татуировкой бабочки.

Недалеко от церкви расположена смотровая площадка, откуда открывается захватывающий вид на противоположный холм
Ragusa_0377

Ragusa_0387

Отсюда отлично видна колокольня церкви Богоматери Одигитрии (Chiesa di Santa Maria dell'Itria), ее барабан, облицованный цветной терракотой, причем орнамент совершенно светский: вазы с цветами в стиле рококо.
Ragusa_0360

Черепичные крыши, укрепленные булыжниками
Ragusa_0393

Церковь Душ в чистилище
Ragusa_0369

Смотровая площадка и открывающийся с нее вид на Рагузу Иблу, захватывающий дух в сериале эксплуатируется много раз.







Тут случился например, незабываемый эпизод про «синьора Пикареллу, отошедшего в лучший мир». И вообще диалоги комиссара с агентом Катареллой украшают фильм не меньше, чем все попавшее в кадр сицилийское барокко.

Уже в сумерках мы спустились к Душам в Чистилище: наш гид предложил нам попрощаться с Рагузой глотком чего-нибудь согревающего.



Горячительным обеспечивал небольшой киоск по правую руку от церкви — точка в городе известная и популярная. И рядом постоянно толчется народ


Напротив церквии нашелся еще один дворец-грезофарс, палаццо Козентини.


На углу между главным и боковым фасадом – скульптура святого Франциска из Паолы в человеческий рост.


В верхнем ярусе бокового фасада - большой балкон с пятью резными консолями. Фигуры, вырезанные на консолях этого балкона, держат во рту змей, скорпионов. Из-за этих масок балкон называют балконом злословия.





Tags: montalbano, Италия, Рагуза, Сицилия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments