mccuntz (mccuntz) wrote,
mccuntz
mccuntz

Categories:

Пермские боги в Историческом музее

В Исторический музей привезли «Христианские древности Пермского края» - 120 экспонатов из собрания Пермской художественной галереи, включая самое интересное - расписные деревянные скульптуры. Они не встречаются в русских православных храмах нигде, кроме Пермского края.


Большая часть экспонатов связана с родом Строгановых, заводчиков и промышленников, фактических владельцев Пермского края. Их послал на Урал еще Иван Грозный — осваивать "места пустые, леса черные, реки и озера дикие, всего пустого места 146 верст". Предприимчивые Строгановы получили в качестве первого взноса 3,5 млн десятин земли по рекам Каме и Чусовой и освобождение от налогов на 20 лет.

DSC_0126




С их именами связана история русского фронтира: походы Ермака, войны с Ногайской ордой, подавление недовольства местных народностей - коми-пермяков, башкир, зырян. Строгановы завели в этих краях солеваренный промысел, строили города и крепости — базу для будущего продвижения за "каменный пояс" Урала в Сибирь, завозили переселенцев из Поморья и казачьих земель. Поставляли в Москву царям деньги, продовольствие, пушки. Словом, история строгановской пермской "империи" растянулась на 17 поколений.

Строгановы же были основными заказчиками убранства для местных храмов. При них в церквях появились неканонические деревянные "пермские боги". Деревянная скульптура появилась в церквях на севере Пермской губернии в XVII-XIX веках. Местные народы, даже приняв в XV веке православие, не поклонялись иконам - они вырезали из дерева фигуры Иисуса и святых, несмотря на синодальные запреты. Церковь на остаточное язычество пермяков смотрела сквозь пальцы - деревянные скульптуры не жгли, мастеров не ущемляли.

DSC_0118

ГИМ_0112

Теперь одни исследователи называют "деревянных богов" "эпилогом" древнерусской скульптуры, ее трансформацию на почве национальной культуры, другие замечают, что они были опалены «дыханием вездесущего барокко», вписавшись в мировой культурный тренд.

Когда уже при Советах, в 20-ые годы XX века первые экспедиции собирали скульптуры по селам на севере Пермской области, многие из них уцелели благодаря своей "народности". Так, Николай Серебренников, автор первой монографии о "пермских богах" был убежден, что скульптуры сохранили языческие, а значит «народные» черты, и произошли от пермяцких идолов. С тех пор пермскую деревянную скульптуру рассматривают как результат взаимодействия "русской и местной культурных традиций".


Чаще всего резчиками изображался Христос - Спас в темнице перед восхождением на Голгофу (или Спас полуночный), образ сидящего Иисуса с терновым венком на голове, поругаемого римскими стражниками..

DSC_0124

Считается, что "Сидящий Спаситель" - иконографически для России диковинный тип, а для западноевропейской традиции более привычный. В убранстве католических храмов полихромная скульптура встречается повсеместно. В православном обряде это большая редкость.

DSC_0135

Почему этот образ оказался популярен в Пермском крае, до сих пор спорят. Возможно, потому, что в этих местах сошлись несколько культур: местное язычество, русское православие и западный католицизм (католики ссылались сюда после Смуты 1612 года). Кроме того, владык на Пермскую митрополичью кафедру присылали с малороссийского юга, где в церковном искусстве также были сильно распространены западные мотивы. Возможно, иерархи привозили с собой художников,

DSC_0130
Это "Сидящий Христос" из Усолья, с ладонью, горестно прижатой к щеке, "образец местных мук и пермяцкой печали, разведенных на камской воде" (Кушнер). Господь-вогул, с широкими азиатскими скулами, с "раскосыми и жадными очами". Видно, местные резчики создавали своих богов по своему образу и подобию.

DSC_0123

DSC_0122
"Распятие с предстоящими" (фрагмент). Предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов из Соликамска. Конец XVIII века.


Вот ангелы в ватниках, напоминают чернорабочих медеплавильных заводов или беглых каторжан. "Во многих скульптурах чувствуется опыт реалистических наблюдений", - деликатно замечет каталожек выставки.
DSC_0115

Параскева Пятница (с Варварой и Екатериной), считается покровительницей семейного очага, бездетные пермяки до сих пор ходят в музей поклониться ей и вымолить потомство. Фигура святой больше трехсот лет назад находилась в Никольском храме Ныроба.

DSC_0147

DSC_0146

DSC_0145

Коми-пермяки относились к скульптурам как к живым - одевали и обували, угощали. Они верили, что по ночам скульптуры оживают и ходят по храму, поэтому регулярно меняли им обувь.

Три образа Николы Чудотворца. Сотрудники Пермской галереи зовут из "Николушками". Хотя это и поздние памятники, они сделаны больше в древнерусской традиции.
DSC_0148

DSC_0144

DSC_0136

"Пермское барокко": царские врата ХVIII-ХIХ веков с "травными" орнаментами и обильной позолотой и живописными вставками.

DSC_0153

DSC_0141

DSC_0125

Распятие в окружении множества херувимов. Его автор - Никон Кирьянов, крестьянин из деревни Габово Карагайской волости. Он построил для односельчан 2 часовни. Одну из них украсил резными изваяниями святых и ангелов:

DSC_0113

DSC_0155

DSC_0114


Напрестольный крест и панагия в полудрагоценных каменьях - явно уральского происхождения

DSC_0172

DSC_0176

DSC_0179

Разное:

DSC_0169
Моисей

DSC_0167
Св. Лука

DSC_0120
Ап. Иоанн (?)

DSC_0119
Евангелисты

DSC_0121
Саваоф

DSC_0138

DSC_0143

DSC_0142

DSC_0152

Информация с сайта Культовая пермская деревянная скульптура

Tags: Москва, городская жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments